Интервью

http://interviewme.ru/2005/06/27/pavel-vasin-styleroom/

"Дизайн для меня - это стиль жизни", говорит Павел Васин. С этого утверждения мы и начинаем публиковать эксклюзивные материалы на нашем сайте. Первое интервью посвящено фрилансу. Наверное, большинство людей хочет стать независимым и работать на себя. Но не у всех получается бросить стабильность и уйти в свободное плавание. Павел (известный в сети как Styleroom) рассказывает о жизни фрилансера без прикрас и пафоса.

Павел, расскажи, пожалуйста, нашим читателям о себе?

Живу в Московской области, в городе Долгопрудный. В ноябре исполнится 34 года. Женат. Сыну 7 лет. Карьера – от простого рабочего и всех «линейных должностей» до заместителя директора, масса проектных должностей и уход с поста руководителя дизайн-студии. Сейчас «вольный стрелок». Дизайн для меня – это стиль жизни.

Как и когда произошло твоё знакомство с компьютерной графикой?

Мое знакомство с компьютерной графикой произошло при изучении AutoCAD в 2000-м году. В купленной книге я прочитал странное слово «рендеринг», а когда открыл референс, запустил процесс и получил первый результат (грузовик какой-то был), понял, что нашел то, что так долго искал. Дальше пошло-поехало. Начинал я с 3ds max 5. Рендерил сканлайном. Потом радиосити, потом VRay.

Многие пока еще смутно представляют себе кто такой фрилансер. Расскажи нам, кто же это?

Freelance дословно переводится как «внештатный сотрудник», то есть это человек, который в частном порядке оказывает услугу b&b или b&c компаниям (бизнес-ту-бизнес) или конечным Заказчикам (бизнес-ту-консьюмер). В вольной «общераспространенной» трактовке фрилансер – подрабатывающий в свободное от основной работы время человек. Я разделяю фриланс на разовый - подработка после работы и в свои выходные дни, постоянный - как основное средство заработка. Исходя из этого существуют различные механизмы самореализации себя в качестве фрилансера.

По результатам опроса на нашем сайте видно, что подавляющее большинство людей считают лучшим способом профессиональной самореализации и заработка именно фриланс (39%). Ты фрилансер. Расскажи, насколько это соответствует действительности? Каковы плюсы и минусы фрилансерства?

Возможностей для самореализации и удобного самосовершенствования на фрилансе больше. В компании воля сотрудника подчинена руководству отдела, в силу чего профессионал вынужден периодически наступать на свои внезапные творческие порывы желания, настроения, а это, со временем, начинает просто раздражать и мешать. Я – фрилансер, для которого «вольные хлеба» средство зарабатывания себе на жизнь. Свободный художник. Я сам ищу себе Заказчиков, формулирую ТЗ, делаю планировки, эскизы, рабочие чертежи, комплектую объекты и осуществляю на них авторский надзор. У меня есть партнеры: строители, специалисты в других областях и такие же фрилансеры как я сам.На мой взгляд, плюсы фрилансерства заключаются в том, что ты сам себе хозяин. А это очень емко по содержанию. Есть минусы – нужно постоянно быть активным и «шевелиться». Нет моральной возможности списать свои ошибки на менеджера или начальника отдела.

Расскажи, пожалуйста, как ты планируешь свое рабочее время? Бывает ли так, что тебе лень, и ты валяешься на диване весь день, хотя deadline уже плизок?

Рабочий день устроен, как и у большинства других людей. Подъем в 6.30. Душ. Завтрак. В 8.30 – к компьютеру. Читаю почту и отвечаю на сообщения. Трудимся до обеда. Обед. Иногда забираю сына из школы в 12.00. Трудимся до вечера. В 19.00 компьютеры заряжаются на ночной рендер, а я перетекаю в лоно семьи. Про лень, диван и дэдлайн – случается. Впрочем, то же самое бывает и у офисных сотрудников, только там это звучит так «лень, курилка или аська, ковер шефа». К безусловным плюсам своей работы фриласером я отношу возможность самолично планировать свое время и отсутствию «теребящих», по делу и без дела, менеджеров.

Стал ли ты зарабатывать больше после перехода на фриланс?

Да, я стал зарабатывать больше при переходе на фриланс. Обновил и увеличил парк своих компьютеров. Вообще для меня время работы на фрилансе - существеннейший скачок вперед во всех положительных смыслах.

Бывают ли у тебя выходные и отпуска? Как ты их проводишь?

Конечно, отпуска и выходные бывают. Суббота и воскресенье – святые дни: мы гуляем всей семьей. Любимое место – парк на Речном Вокзале. Ходим к друзьям и устраиваем дружеские пирушки. Когда есть на кого оставить сына, то выбираемся с женой в кинотеатр. В принципе, отдых такой же, как и у всех.

Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать фрилансер? Как человеку понять, что для него лучше фриланс или работа по найму?

Для начала нужно разобраться, о каком фрилансе идет речь: о разовом - вне основной работы, или постоянном - как средство заработка. Если фриланс разовый, то человек должен быть морально готов к «стабильной» переработке: после работы нужно снова идти в бой. При кажущейся легкости процесса «подзаработать» очень быстро накапливается усталость, а если добавить сюда и личную моральную ответственность за результат, то при незнании этих нюансов разового фриланса или при пренебрежении ими результат может оказаться печальным… В случае постоянного фриланса нужно уметь четко самоорганизовываться. Зачастую людям сложно самим себя настроить на рабочий лад, а кому-то попросту психологически проще переложить это на шефа-работодателя. Кроме этого, очень четко нужно себе представлять технологическую цепочку услуги, которую ты оказываешь, так как постоянный фрилансер это и директор, и начальник отдела, и исполнитель. В общем, нужно быть уверенным в себе и своих профессиональных навыках, быть готовым к высоким физическим и моральным нагрузкам, уметь самому себя настраивать на работу, быть технологичным и последовательным.

У человека, работающего на начальника есть мотивация: если я не буду выполнять работу, то меня уволят, накажут. А как ты мотивируешь себя?

Это грустно, если работающего на начальника специалиста мотивирует страх. Творческий запал у такого человека очень быстро пропадет, и работать он будет не эффективно. Мотивирую себя очень просто: я должен быть профессионалом очень высокого уровня. Эта самоцель и является генератором всех возможных мотивов.

Как ты искал своих первых Заказчиков? Были ли у тебя постоянные клиенты перед тем как ты стал работать только на себя?

Первые Заказчики появились сами собой, после увольнения с последней работы меня просто советовали своим знакомым. Постоянная клиентура стала формироваться только при переходе на фриланс, до этого клиентура принадлежала компаниям-работодателям и была не моя.

Твои Заказчики в основном из России? Работал ли ты с иностранными заказчиками?

Да, все мои Заказчики из России. Хотя был один случай на самой заре трудовой карьеры, когда пришлось поработать на Заказчика из США. Переделывали фасады, планировки и дизайн. Работать приходилось по синькам «древних времен», которые пересылались российскому посреднику по факсу. После нескольких выставленных за рубежом работ мне поступали предложения от зарубежных Заказчиков. Был случай, когда из одной Лондонской коучинговой компании мне прислали письмо с предложением обучить их менеджеров моему стилю работы в 3ds max. Но во всех случаях мы не сходились в цене. Должен признать - в России Заказчики платят больше и меньше торгуются.

Часто ли Заказчики "кидают"? Как застраховаться от "кидалова"?

Один случай был. И виноват я сам: потерял бдительность и нагорел на 200$. Застраховаться от «кидалова» можно личным жизненным опытом и четкой формулировкой выдвигаемых задач Заказчиком. Иногда надо быть посмелее и отстаивать свою точку зрения. Полезно записывать формулировки и свои, и Заказчика. Но диктофоном пользоваться не рекомендую.

Как происходит оплата труда? Берешь ли ты предоплату с заказчика, разбита ли оплата на этапы? 

Оплата труда происходит почти так же как и в любой дизайн-студии: с обязательной предоплатой и поэтапной разбивкой. Отличие только в том, что я не заключаю договора, хотя если Заказчик захочет, то договор появится. Единственный случай, когда договор был заключен. Это была работа с Первым Каналом (бывший ОРТ). Коммерческое предложение у меня, безусловно, разработано.

Если заказчик находится в другом городе, как происходит передача денег?

Если Заказчик находится в другом городе, то передачу денег осуществляют личные водители, личные охранники, просто доверенные и известные обеим сторонам люди.

Расскажи подробнее о работе с Первым Каналом?

Для объектов Первого Канала в Останкино выполнены дизайн-проекты переговорной комнаты и кабинет директора одного из направлений. Для персоналий канала выполнен дизайн проект частного бассейна – проект уже реализован. В состоянии работы находится еще один объект. Безусловно, было очень интересно работать над этими проектами, общаться с очень большим количеством людей, заглядывать в потаенные уголки этого социума. Очень впечатлила работа сотрудников по формированию ТЗ: люди прониклись моей просьбой и очень талантливо сформировали бриф на свой заказ.

Кроме работ по дизайну интерьера ты делаешь также иллюстрации для каталогов плитки, сантехники и тому подобное. Интересно ли это? Ты получил заказ от производителей или рекламщиков? Как это произошло?

Да, я делаю иллюстрации для каталогов плитки и сантехники. Уже выпущено два каталога для заводов производителей плитки, а сейчас в разработке иллюстрации для каталога завода, изготавливающего сантехнику. Это очень интересно потому, что твоя работа задает тон для восприятия конкретного товара, а это несколько иной режим формирования изображения. Заказы я получал непосредственно от производителей, а поступали они с 3d сайтов, знакомых и моего сайта.

Трудно ли фрилансеру конкурировать со студиями и компаниями? Ощущается ли вообще конкуренция? Как ты себя рекламируешь и раскручиваешь? Помогают ли в этом галереи на сайтах по 3D-графики?

Напрямую конкурировать со студиями и компаниями не приходилось, но зачастую Заказчики делаю выбор в пользу меня, а не в пользу конкретной студии. Конкуренция не ощущается – думаю, что рынок дизайна интерьеров и архитектуры слишком емкий, а профессионалов пока реально не хватает.  Рекламирую себя по-разному, зачастую пользуюсь удобным случаем. Задействовано все: Интернет, СМИ, выставки, личные знакомства, партнерские отношения. Галереи помогают. В частности, некоторые «буклетные» заказы пришли с сайтов посвященных 3d дизайну и широко нам всем известных. Каких – не скажу!

Павел, а в каких выставках ты принимал участие? В каких СМИ рекламируешься?

Как участник – пока ни в каких. Меня приглашали принять участие в нескольких выставках, но я счел нерезультативным сидеть 3-5 дней на одном месте. Предпочитаю посещать в удобном мне режиме все выставки, которые имеют отношение к тематике дизайна-интерьеров и архитектуре. С интересом отношусь к специализированным выставкам. Для МосБилд я разрабатывал целую серию печатных материалов, точнее, это был имидж-комплект: визитка, миниброшюра и тематическая раскладушка, упакованные в фирменный «стайлрумовский» европейский конверт. Сейчас работаю над формированием мультимедийных материалов. В СМИ рекламировался очень давно – в самом начале (в каких уже и не вспомню), на уровне строчных объявлений.

Как ты считаешь, распространение пиратства в нашей стране мешает или помогает фрилансерам? Ведь с одной стороны, если бы пиратстсва не было, то фрилансерам пришлось бы покупать софт за большие деньги. С другой стороны, это бы избавило от конкуренции со стороны людей, которые прочитали книжку по максу, купили диск за 100 рублей и начали демпинговать.

Как это ни аморально, но я уверен в том, что именно благодаря пиратству CG-технологии широко шагнули в массы. Ценовая доступность программного обеспечения позволила многим людям в кратчайшие сроки стать профессионалами и реализовать себя. Что касается конкуренции – не все так просто. Кроме навыков общения с компьютером и умения работать с профессиональной программой, нужна еще «божья искра». Демпинговать скоро надоест, и человек все равно выйдет на среднерыночный уровень цен, где и начнется борьба именно в плоскости дизайна, знания рынка материалов и технологий и умения работать с Заказчиком.

Среди архитекторов очень часто можно услышать фразу, что 3D-визуализация и компьютеры - это мода сегодняшнего дня, что она пройдёт, и все снова встанут за кульманы и будут делать ручные отмывки. Что бы ты им возразил?

Вряд ли это произойдет. Скорее кульман может стать неким атрибутом «настоящего, до мозга костей» архитектора, неким вариантом творческой самоподачи и самореализации. Кульман – это одухотворенный образ, флаг, творчества. Удобство, эффектность, скорость и качество инвариантности компьютерных технологий неоспоримы. Я бы еще отметил тот факт, что рынок потребителей наших услуг уже привык к компьютерной графике, она уже стала неотъемлемой частью процесса «приобретения творческой услуги», и отказаться от нее просто не получится.

Как ты считаешь, конкурентоспособны ли будут профессионалы, которые занимаются только 3D-визуализацией? Ведь развитие программного обеспечения приводит к тому, что получать рендеры хорошего качества с каждым годом становится всё проще. Возможно ли, что скоро дизайнеры сами будут делать "3D", и спрос на визуализаторов снизится?

Мне сложно судить: я делаю все сам от корки до корки. Изредка, но охотно, прибегаю к услугам моделлеров – это как раз тот случай когда лучше работу доверить более профессиональному человеку. Люди привыкли разделять работу: архитектор-дизайнер, визуализатор, чертежник, комплектовщик, менеджер проекта, но при определенном стечении обстоятельств все это можно воплотить в одном лице.

Как ты думаешь, что выберет заказчик: хороший проект с плохой подачей или плохую подачу хорошего проекта?
Все будет зависеть от личных мотиваций Заказчика, ораторского умения автора и от наличия в проекте ожидаемых Заказчиком рецептов решения поставленных задач. Я в своей практике сталкивался и с первым вариантом и со вторым. Здесь еще надо решить, что попадает под определение «хорошего-плохого проекта» и «хорошей-плохой подачи». Так как мнения на этот счет у профессиональных архитекторов, дизайнеров; Заказчиков и строителей разойдутся.

Павел, а что по-твоему отличает хороший проект и хорошую подачу?

В моем понимании хороший проект – это комплект грамотной и понятной рабочей документации, при чем доминируют, конечно, чертежи и внепроектные документы.  Хорошая подача – это эффектные, с отличной постановкой кадра эскизы и оформление буклета в целом.

А что такое профессионализм на твой взгляд? Не просто применительно к архитектуре или дизайну, а вообще в жизни. Нет ли в России кризиса профессионализма?

Профессионализм для меня – это знание мельчайших деталей предмета своей профессии, владение нюансами и режиссерское умение всем этим манипулировать во времени.  На тему кризиса профессионализма в стране я как-то не задумывался. Если судить по работам коллег дизайнеров, которые я вижу на сайтах о 3D, никакого кризиса нет. Что меня лично очень радует, так это высокая конкурентоспособность творчества наших ребят с работами зарубежных коллег. Российских дизайнеров любят и уважают.

Павел, есть ли у тебя планы по дальнейшему развитию? Ты хочешь всю жизнь остаться одиноким волком Стайлрумом или всё же планируешь создать собственную фирму "Стайлрум" А может быть пойти работать в студию?

Все планы по дальнейшему развитию сведены к простой и емкой формулировке: быть высокопрофессиональным и постоянно самосовершенствоваться.  Пока не заморачивался на тему «одинокого волка» и фирма – время само покажет и подскажет: я придерживаюсь правила, что загад не бывает богат. Что касается работы в студии, то и этот вариант возможен, важно лишь оптимальное сочетание заработной платы, режима работы и внутреннего комфорта от конкретной студии.

Есть ли у тебя знакомые фрилансеры? Как у вас строятся с ними взаимоотношения? Приходилось ли тебе передавать знакомым заказы по причине своей занятости?

Да, знакомые фрилансеры у меня есть. Взаимоотношения дружеские: общаемся, обмениваемся профессиональными тонкостями, встречаемся, пьем пиво. Помогаем друг другу решать те или иные задачи. Передавать заказы пока не приходилось: как-то справляюсь со всем сам, да и приятели «не лыком шиты» – пашут за пятерых.

Ты много времени уделеяешь самообразованию и самосовершенствованию. Какие технологии, программы ты бы хотел освоить в ближайшем будущем?

Планов громадье – хватило бы времени. Про технологии промолчу, но «активно периодически» интересуюсь Adobe Premiere, Adobe After Effects и Adobe Encore. Частенько залезаю в Painter IX и что там Wacomом ваяю и ретуширую. Все никак не «влезу» в Adobe Illustrator. Должен признаться, что я сам себя обеспечиваю разного рода рекламными и имиджевыми материалами, и поэтому мое внимание очень часто акцентируется на определенной технологии и программном обеспечении для решения конкретной задачи.

Есть ли у тебя определённый пайплайн? Как известно, существуют архитекторы, которые идут от плана - и такие сначала делают планы, развертки, а есть те, кто идут от объема и начинают свою работу с макета. Какой подход ближе тебе? Ты предпочитаешь строить модель, а потом выбирать материалы и настраивать свет или делаешь всё параллельно?

К своему стыду, не знаю что такое пайплайн… Делаю и скетчи, и концепты – все зависит от конкретного случая и Заказчика. Я предпочитаю идти от планировки и объема. Именно на этом костяке я примеряю дизайн-идею. У меня все жестко увязано с потенциальным бюджетом, который Заказчик готов потратить на свою квартиру. Дизайн должен быть реализуемый и «земной». В плане визуализации я сначала делаю костяк объекта по объемам, затем назначаю фоновые материалы, тюнингую мебелью и заканчиваю акцентами и деталями.

Твои проекты очень часто эпатируют публику, ты делаешь это специально, чтобы поднять свой рейтинг или это требование Заказчика?

Эпатируют? Может быть. Просто мне очень нравится так работать, вот, пожалуй, и весь ответ. Если говорить о моих любимых стилях, то это поп-арт и loft. Делаю, безусловно, и спокойные, уютные интерьеры, но это редко.

Павел, кто или что является для тебя источником вдохновения? Ты интересуешься охотой и рыбалкой? Как часто тебе удается совершать вылазки на природу?

Источником вдохновения является вся повседневная жизнь: встречи с разными людьми, журналы и книги, кино и вэбсайты, рекламные ролики. Да что угодно! В этой круговерти эмоций внимание выхватывает некие ключевые и акцентные моменты, которые потом становятся питательной средой для творческих идей. А что касается охоты и рыбалки, то сейчас, к сожалению, это бывает очень редко! Рыбалка теперь только зимняя, в творческое межсезонье, а охота весенняя – на вальдшнепов в Тверской губернии. Все чаще случаются именно «вылазки» - выходы на природу всей семьей с шашлыками, вином и приятным времяпрепровождением.

Есть ли среди дизайнеров и художников профессионалы, чьими работами ты восхищаешься? 

Конечно есть! Это OMAR, SHAR, AlexCAD, Roman Losev, ЛМА. Работам этих людей присущи профессиональная индивидуальность и узнаваемость, отличное понимание процесса дизайна и визуализации, умение работать с сюжетом, творческий подход к постобработке, ну и, конечно, постоянство результатов. Вглядываясь в работы этих CG художников, открываешь для себя много нового и получаешь определенный стимул к «движению дальше». 

Какие сайты в интернете ты посещаешь регулярно?

К постоянно посещаемым сайтам относятся: 

Активно посещаю всевозможные тематические сайты, на которых можно почерпнуть техническую информацию и узнать о новинках материалов и технологий в дизайне интерьеров и архитектуре.

Павел, спасибо большое за интервью! Мы надеемся, что твои работы еще не раз будут радовать нас на CGVIZ.RU! Что бы ты хотел посоветовать, пожелать нашим читателям напоследок?

Что бы пожелал? Оставаться самими собой – такими, какими Вам хочется быть, прислушиваться к своему внутреннему ритму. Это тяжело – но в этом весь цимус творческой жизни.

Персональный сайт Павла - http://www.styleroom.ru/
Галерея его работ на CGVIZ.RU

оригинал