Материаловедение в дизайне интерьеров

Материаловедение – это конкретный предмет, дающий классификацию и обзор материалов, комплектующих и аксессуаров рынка дизайна интерьеров. Обзор по материалам не может претендовать на исчерпывающее содержание в принципе, так как ежедневно создаются и появляются на рынке новые материалы, в том числе и в данный момент. Из тех же соображений в книге почти нет названий производителей, коллекций и марок, поскольку ситуация на рынке меняется каждодневно, фирмы появляются, сливаются, ликвидируются, перепрофилируются. Торговые названия составляющих рынка дизайнерских услуг также вещь крайне непостоянная.

Дизайн интерьеров – это в первую очередь творчество. Но не свободное творчество, а в ограниченных рамках. Рамки эти ставит время, финансы заказчика, нормы и правила регулирующих организаций, возможности поставщиков и субподрядчиков и, конечно, предложения рынка дизайнерских услуг.

Как уникален каждый человек, так уникален и каждый дизайн-проект. А если проектируется общественное помещение, у него есть целевая аудитория и ее среднестатистический представитель. Приведем пример: когда неоднократно проектируется интерьер детского сада одним и тем же дизайнером, то у профессионала по призванию все эти детские сады будут отличаться принципиально благодаря адресному подходу (по целевой аудитории). А целевая аудитория детских садов – родители, точнее, мама, и во вторую очередь дети. В данном случае можно сказать, что дети в целом более похожи между собой, чем их родители. Дети все беззащитны, нуждаются в любви и заботе одинаково, чего уже нельзя сказать о взрослых. Один подход, когда детский сад находится в небогатом спальном районе, другой подход, когда сад построен в элитном жилом комплексе. Хотя вряд ли хоть один взрослый, посещавший в детстве детский сад, помнит, из какого материала была сделана мебель, какое покрывало было на его кроватке и из какой посуды он ел. Но взрослые придают внешней стороне большое значение.

Чтобы осуществить адресный дизайн и в то же время уникальный, с «изюминкой», надо хорошо знать рынок материалов, существующие тенденции в их развитии, чтобы фантазии было на что опереться. Дизайнер ничего не должен изготавливать сам, но должен иметь четкие и обширные представления обо всех позициях, предлагаемых рынком. Иногда сам материал подсказывает концепцию будущего проекта. Дизайнер создает концептуальный образ и подбирает к нему составляющие, предлагаемые рынком. Он собирает интерьер, как мозаику, сочетая предметы и отделку в соответствии со стилем, предпочтениями заказчика или целевой аудитории, подбирает их, как ключ к замку.

Творческая интуиция всегда подскажет, какие вещи можно позаимствовать из смежных областей применения. Например, для любого брутального стиля (хай-тек, лофт, техно) очень подходит специальная металлическая мебель для кухонь общепита, медицинских учреждений, возможно, даже мест заключения. Нелишне будет подумать о посещении авторемонтных мастерских. Металлические запчасти сложных форм или их фрагменты внесут настрой жесткости, грубой эстетики, сидения для трамвая передадут характерную черту брутальности – игнорирование устоявшихся правил, стилей и детальности соответствия.

Для детских учреждений можно заимствовать «карикатурную» мягкую мебель, сделанную с дурным вкусом, но смешную и безобидную, которой предостаточно у мелких фирм эконом-уровня.

Для интерьеров смешанных стилей могут понадобиться вещи с блошиного рынка, посещение которых является обязательным для каждого профи. Не надо забывать о материалах рекламной индустрии. Например, возможность нанесения изображений на любые материалы поможет отразить фирменный стиль в интерьере офиса компании, кафе, автосервиса. Изображение главного персонажа по рекламной концепции ресторана может быть на скатертях, спинках стульев, на стойке рецепшн и т. д.

Авторская мебель всегда неожиданна, порой она становится главным арт-объектом в помещении, его композиционным центром. Диван в виде ракушки, кресла-троны, изысканные стулья всевозможного почерка. Существует поговорка: «Среди дизайнеров только ленивый не придумал свой стул».

Одним словом, главный вывод для дизайнера – больше знаешь, лучше спишь. Кроме того, с большим багажом знаний дизайнер всегда сможет грамотно аргументировать свою позицию и убедить заказчика в правильности решения.

Когда-то я работал частным дизайнером-архитектором, но сейчас у меня другой род деятельности - занимаюсь web-разработкой.